Модернизация системы безопасного транспортирования радиоактивных материалов
Автоматизированная система безопасности транспортирования радиоактивных
материалов ГК «Росатом» обеспечивает в реальном времени мониторинг
местоположения транспортных средств, контроль состояния физической защиты
груза, реализует информационный обмен между транспортными средствами и
диспетчерскими службами, как в штатном режиме перевозки, так и при
возникновении аварийной ситуации.
Транспортирование радиоактивных материалов (РМ), а также особо ценных
составных частей оборудования и продукции является одним из неотъемлемых
элементов технологической цепочки в деятельности предприятий атомной
промышленности и целого ряда организаций.
АСБТ: составляющие и порядок действия
Повышение безопасности перевозок РМ является актуальной задачей,
обусловленной необходимостью дальнейшего совершенствования организации работ по
обеспечению сохранности грузов в процессе транспортирования.
Учитывая это, в Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
задачи по обеспечению безопасности транспортирования специальных грузов
выделены в отдельный проект, реализация которого поручена СНПО «Элерон» –
специализированной отраслевой организации по физической защите стационарных и
подвижных ядерно- и радиационно-опасных объектов. В результате реализации
проекта в России создана и находится в промышленной эксплуатации отраслевая
автоматизированная система безопасности транспортирования (АСБТ).
АСБТ – это совокупность комплексов средств автоматизации, средств физической
защиты, персонала и сил охраны, обеспечивающих безопасность транспортирования
РМ железнодорожным и автомобильным транспортом.
Система состоит из сети диспетчерских пунктов (ДП), комплексов физической
защиты, связи и позиционирования транспортных средств, а также специально
обученного персонала.
Комплексами АСБТ оборудовано более 100 специальных железнодорожных вагонов и
50 спецавтомобилей, развернута сеть диспетчерских пунктов АСБТ на основных
предприятиях-перевозчиках.
В ходе совершенствования системы проводится оценка ее эффективности на
основе специализированных программ, осуществляющих математическое и
имитационно-игровое моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в ходе
перевозки. Результаты моделирования учитываются при дальнейшем развитии
системы.
В настоящее время ФГУП СНПО «Элерон» при поддержке Госкорпорации «Росатом» и
при участии предприятий основных перевозчиков РМ реализовало проект
по созданию новых типов автомобилей второго поколения –
специального грузового автомобиля и автомобиля охраны, а так же
нового автомобиля колонны - автомобиля разведки.
В колонне автомобиль разведки выполняет функции подвижного пункта управления
и связи. В штатном режиме транспортирования экипаж автомобиля передает по
колонне информацию о состоянии оперативной обстановки на дороге, при
необходимости осуществляет связь с ДП предприятия.
При возможных чрезвычайных ситуациях (ЧС), связанных с
транспортной аварией, на базе автомобиля разведки создается подвижный
пункт управления и связи для обеспечения взаимодействия
аварийно-спасательных формирований и других участников процесса
ликвидации ЧС.
В штатном режиме транспортирования комплекс программно-аппаратных средств
АСБТ обеспечивает мониторинг местоположения транспортных средств,
состояния физической защиты ЯМ (мониторинг осуществляется с заданной
периодичностью, по контрольным точкам маршрута и по запросу с диспетчерских
пунктов АСБТ).
В нештатной ситуации транспортирования дополнительно осуществляется
информационный обмен с персоналом транспортных средств и между
участниками взаимодействия для оценки сложившейся ситуации и принятия
соответствующих управленческих решений.
При ликвидации последствий возможных ЧС осуществляется информационная
поддержка сил реагирования с выдачей следующей информации:
- точное время и координаты места ЧС;
- сведения о грузе;
- сведения о транспортном средстве;
- состав персонала сопровождения груза и т.д.
Модернизация системы
В соответствии с решением руководства ГК «Росатом» в рамках Федеральной целевой
программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на
период до 2015 года» начаты работы по совершенствованию и дальнейшему развитию
АСБТ.
Целью модернизации АСБТ является снижение уровня риска воздействия на
транспортируемые РМ факторов антропогенного, техногенного, природного характера
и минимизация ущерба от кризисных ситуаций для персонала, населения и
окружающей среды.
В ходе совершенствования системы проводится оценка ее эффективности на
основе специализированных программ, осуществляющих математическое и
имитационно-игровое моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в ходе
перевозки. Результаты моделирования учитываются при дальнейшем развитии
системы.
В соответствии с концепцией АСБТ, разработанной на основе российского
законодательства, нормативно-правовых актов, международных обязательств РФ и
рекомендаций МАГАТЭ, одной из основных задач системы является организация
взаимодействия организаций и органов исполнительной власти по вопросам
обеспечения ядерной и радиационной безопасности при перевозках РМ, в том числе
по предупреждению и ликвидации аварий и их последствий.
Работы по созданию комплекса обеспечения безопасности работ по ликвидации
последствий черезвычайных ситуаций (ЧС) ведутся в двух направлениях. Для
обеспечения безопасности работ в зоне транспортной аварии с радиационным
фактором разрабатывается комплекс программно-аппаратных средств на основе
самоорганизующейся, полностью резервируемой сети широкополосной передачи
цифровой информации MEA (mesh enabled architecture – самоорганизующаяся сетевая
архитектура) быстрого развертывания. Кроме того, создается быстро
разворачиваемый комплекс программно-аппаратных средств дистанционного
мониторинга радиационной обстановки в зоне аварии.
Комплекс на основе mesh-технологий
Основным назначением комплекса является организация информационного обмена
между участниками аварийно-спасательных работ на не оборудованных средствами
связи участках территории.
Комплекс позволяет оперативно определять контуры зоны с повышенным уровнем
радиации, отображать на автоматизированном рабочем месте руководителя работ
телеметрическую и видеоинформацию, поступающую с контрольных модулей
(перемещаемых персоналом, транспортом или робототехникой), стационарных и
мобильных видеокамер, осуществлять дистанционный контроль действий персонала
аварийно-спасательных формирований. При необходимости полученная информация по
каналам сотовой и спутниковой связи может передаваться на диспетчерский пункт
аварийно-технического центра (АТЦ) и далее руководству ГК «Росатом».
Порядок применения комплекса следующий.
Для организации местной локальной геодезической сети, по которой
осуществляется контроль действий персонала аварийно-спасательных формирований и
техники, по периметру зоны аварии выставляются блоки контроля (БК) со
встроенными mesh-радиомодемами, средствами навигации и источниками питания. БК
размещаются в пределах прямой видимости, расстояние между ними не превышает 2 км.
Для сбора информации со всех радиомодемов, находящихся в зоне ЧС, и передачи
ее по кабельной линии на автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя
работ устанавливается точка доступа (ТД) со встроенным mesh-радиомодемом и
источником питания. Максимальное удаление ТД от каждого БК – 2 км.
Разворачивается пункт управления руководителя работ (возможны два варианта –
оборудование смонтировано на автомобиле, либо размещено в палатке).
Устанавливаются источники энергоснабжения, средства спутниковой, сотовой, GSM
(при наличии) и УКВ связи, АРМ руководителя работ.
Персоналу аварийно-спасательных формирований раздаются индивидуальные
средства:
- модули контроля (МК) со встроенными mesh-радиомодемами и источниками питания, предназначенные для определения местоположения спасателя относительно локальной геодезической сети, а также его положения в пространстве (вертикальное или горизонтальное);
- переносные малогабаритные видеокамеры со встроенными mesh-радиомодемами и источниками питания;
- переносные датчики излучения со встроенными mesh-радиомодемами и источниками питания.
В зоне проведения работ устанавливаются стационарные датчики излучения и
модули видеоконтроля со встроенными mesh-радиомодемами и источниками питания.
Время развертывания комплекса составляет около одного часа.
Комплекс дистанционного мониторинга
Комплекс используется для быстрой организации долговременного контроля
радиационной обстановки на больших площадях (до 50 км2) со сложным
рельефом местности. Он может применяться для мониторинга экологической
обстановки при ликвидации последствий аварии с радиационным фактором как
непосредственно на месте ЧС, так и на значительном удалении от него.
На контролируемой территории устанавливаются до 600 датчиков уровня
излучений, совмещенных с УКВ-передатчиком (f=433 МГц, W=10 мВт). Информация от
датчика по ретранслятору передается на базовую приемную станцию, размещенную на
диспетчерском пункте АТЦ, и через нее – на АРМ оператора диспетчерского пункта
АТЦ. При необходимости информация может передаваться практически с любой
территории земной поверхности, где возможна спутниковая связь.
Время непрерывной работы комплекса без замены источников питания составляет
около одного месяца.
Данный комплекс может быть использован при создании на территории Российской
Федерации сети специальных станций мониторинга состояния природной среды,
контролирующих содержание техногенных радионуклидов в атмосфере, гидросфере и
литосфере.
Новые комплексы обеспечения безопасности работ при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций создаются по техническим заданиям, согласованным с
Департаментом ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и
разрешительной деятельности и утвержденным руководством ГК «Росатом».
В 2008 году комплексы прошли успешные испытания на базе АТЦ СПб и были
доработаны в соответствии с результатами тестирования. В настоящее время в АТЦ
СПб проводятся их испытания на стойкость к действию ионизирующих излучений.
Посетители также читают: