Экономическая эффективность комплексной автоматизации управления сетью АЭС на основе АйТи-Ойл
Как уже неоднократно
отмечалось, в том числе и на страницах журнала “Нефть и Капитал”, российский
бензиновый рынок сегодня по-прежнему развивается быстрыми темпами. При этом в
качестве эффективного средства поддержки своего растущего бизнеса строящиеся и
реконструируемые автозаправочные станции (АЭС) и комплексы (АЗК) активно
используют различные системы автоматизации.
Несмотря на то, что речь в данном
случае идет “всего лишь” об автоматизации основного бизнес-процесса
нефтесбытового предприятия, очень часто решение этой задачи происходит в
упрощенном варианте, на основе критериев “что дешевле” или “нравится, не
нравится интерфейс”, при этом редко оценивается сама эффективность выбираемого
решения. В результате такого подхода создается ситуация, когда новые
современные автоматизированные автозаправочные комплексы остаются при своих
старых проблемах и потерях: плохая управляемость бизнесом, разбавленный бензин,
недолив, махинации, низкая эффективность и т.п.
Существуют различные критерии
оценки эффективности автоматизации, но обычно, когда речь заходит об ее
экономической составляющей, рассматриваются косвенные статьи дохода, которые к
тому же сложно измеримы и просчитываемы. В случае же с автоматизацией АЭС
ситуация обстоит значительно лучше, т.к. сбыт топлива это ее основная
деятельность, и правильная его автоматизация оказывает прямой эффект на бизнес,
что может быть достаточно четко оценено и просчитано в реальных деньгах.
На основе опыта работы с
компаниями, занимающимися розничным сбытом нефтепродуктов, сотрудниками
компании АйТи разработана методика расчета экономической эффективности
комплексной автоматизации управления сетью АЭС. Эта методика учитывает большое
количество различных параметров и данных, а также российскую специфику.
В данной статье приведен расчет
экономической эффективности комплексной автоматизации сети АЗС на основе
решения АйТи-Ойл (более подробно об АйТи-Ойл см. в №3 “НиК” за 2002г.), сделан
он на реальном примере.
Параметры модели
Региональная сеть АЗС из 12
станций, типичная для европейской территории России, с пропускной способностью
от 800 литров
в сутки на самой небольшой АЗС до 15 тыс. литров в сутки на самой крупной АЗС.
Средняя пропускная способность по сети - около 7, 5 тыс. литров в сутки. Данная
сеть имеет 48 резервуаров на АЗС емкостью от 8, 5 до 180 куб. м. Основные
виды продаваемого топлива: АИ-80 (6, 9 руб.), АИ-92 (8 руб.). дизельное топливо
(6, 98 руб.), значительно меньше АИ-95 (9 руб.). Оборот всей сети АЗС составляет
около 8 млн рублей в месяц.
Рассмотрим некоторые конкретные
проблемы, существующие на АЗС, и эффективность их решения за счет внедрения
АйТи-Ойл.
Исключение потерь Погрешности при приеме топлива
При приеме нефтепродуктов в
резервуарный парк основные погрешности и потери приходятся практически на все
сезоны за исключением лета. Эти потери связаны с расхождением реально
принимаемого объема нефтепродуктов из бензовоза с данными, указанными в
товарно-транспортной накладной. Как известно, изменение объема топлива связано
с изменением температуры: при уменьшении температуры на 100C его объем уменьшается на
1%, т.е. при использовании бензовоза вместимостью 5 куб. м теряется около 50 литров. Потери также
происходят и в момент слива нефтепродуктов в резервуар из-за разницы
температур. По техническим требованиям для измерения остатков в резервуаре
после приема нефтепродуктов должно пройти не менее 2 часов, разумеется, столько
времени никто не ждет.
Как происходит прием
нефтепродуктов в большинстве случаев, порой даже на самых современных АЗК?
Уровень измеряется при помощи метрштока, по градуировочной таблице вычисляется
объем, “с потолка” берется температура и плотность нефтепродукта в резервуаре. Не
оцениваются многие другие важные параметры, например объем подтоварной воды,
влияющей на результаты измерения метрштоком. Вычисленная на основе таких данных
масса нефтепродуктов записывается в журнал учета.
Как показывает практика, при
подобном подходе измерение уровня дает погрешность от 2 мм до 1 см, при этом для
горизонтального резервуара объемом 25 куб. м 1 см на метрштоке в середине составляет 100 литров.
Оценивая потери нефтепродуктов
при перевозке в 1 % от объема, а при приеме и хранении на АЗС в 0, 4%, для нашей
модели АЗК получим ежемесячное количество неучтенного топлива на сумму 281 тыс.
руб. Упущенная выгода для ее владельцев при этом составляет более 70 тыс. руб.
в месяц.
За счет внедрения
автоматизированной системы контроля параметров нефтепродуктов, входящей в
состав АйТи-Ойл, вышеуказанные погрешности могут быть сведены практически к
нулю, таким образом, экономический эффект от ее внедрения составит более 70
тыс. руб. в месяц.
Отчетность
Другая не менее существенная
возможность потерь возникает при отпуске нефтепродуктов с топливораздаточных
колонок (ТРК) и махинаций с отчетностью при этом. Естественные потери по ГОСТ
9018 на этом этапе определяются основной погрешностью +/- 0, 25% и
дополнительной погрешностью - 0, 04% на каждые 10'С.
Реально же для существующих АЗС
эта величина составляет +/- 0, 5%. В результате технологические потери при
отпуске нефтепродуктов по рассматриваемой нами сети АЗС можно оценить суммой в
108 тыс. руб. в месяц за неучтенное топливо. Упущенная выгода при этом составляет
более 27 тыс. руб. в месяц.
Подсистема автоматизированного
отпуска топлива, входящая в АйТи-Ойл, обеспечивает выполнение всех операций по
отпуску нефтепродуктов в едином технологическом цикле, что позволяет свести
данную основную погрешность к естественным 0, 25%. Соответственно, экономический
эффект от внедрения автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов при этом
составит 12, 5 тыс. руб. в месяц.
Человеческий фактор
Еще один из факторов, приводящий
к потерям на АЗС, - человеческий, его влияние может приводить к потерям в
различной форме. В данном примере рассматриваются только потери от реализации
стороннего бензина, не учитываемого с помощь ККМ, происходящие с ведома
операторов и старших АЗС. В этих операциях могут участвовать (в различных сочетаниях):
операторы АЗС, водители, перевозчики, диспетчеры нефтебаз, и такие примеры не
редки. Владелец АЗС теряет деньги из-за уменьшения продаж именно своего
топлива. Среднее (оценочное) значение снижения продаж составляет 1 % от объема.
В результате расчетов по нашей сети АЗС получаем более 200 тыс. руб. в месяц
реализации стороннего топлива и упущенную выгоду от этого на сумму более 50
тыс. руб. ежемесячно.
Комплексная автоматизация АЗС
системой АйТи-Ойл исключает возможность подобных ситуаций и позволяет свести
влияние человеческого фактора практически к нулю. Соответственно экономический
эффект при этом составит более 50 тыс. руб. в месяц.
Важно понимать, что этот эффект
достигается только за счет комплексной автоматизации на АЗС - не интегрированные
решения не позволяют перекрыть данный канал потерь, как и другие возможности
для изобретательных сотрудников.
Прибыли Привлечение средств
Одной из статей дохода при
автоматизации АЗК системой АйТи-Ойл может стать внедрение системы безналичных
платежей на основе смарт-карт. Основной доход от системы оплаты по смарт-картам
может быть получен от использования предоплаты за нефтепродукты. Поскольку
корпоративные клиенты АЗС и так, как правило, вносят предоплату по безналичному
расчету и обслуживаются по талонам, ведомостям и т.п., будем оценивать эффект
только от распространения карт среди частных лиц. Данные следующие: из 500
клиентов, регулярно заправляющихся на одной АЗС, реально привлечь к карточной
программе 20%, т.е. 100 постоянных клиентов или 1200 клиентов для всей сети из
12 АЗС. При среднем расходе топлива 150 литров в месяц на одного такого клиента и
средней стоимости топлива 8 руб. за литр получаем общий объем привлеченных
средств более 1 434 тыс. руб. ежемесячно. Дополнительная прибыль от использования
этих средств в основной деятельности может составить более 358 тыс. руб. в
месяц.
Технологическая оптимизация
Важной статьей дополнительных
доходов может стать повышение эффективности работы сотрудников и ускорение
выполнения технологических операций. Комплексная автоматизации АЗС на основе
АйТи-Ойл обеспечивает оператору АЗС интегрированное рабочее место, где он
максимально быстро выполняет все необходимые операции, что значительно повышает
эффективность его работы и ускоряет выполнение многих функций. Опыт внедрения
АйТи-Ойл позволяет оценить время, которое экономится по отдельным операциям и в
целом:
Экономический эффект от повышения
скорости выполнения технологических операций и экономии рабочего времени можно
посчитать как упущенную выгоду за простой мощностей за это же время. При
указанном в параметрах среднем обороте сети АЗС (8 млн руб. в месяц)
экономический эффект от повышения эффективности работы персонала составит более
178 тыс. рублей в месяц.
Т.е. получается, что по
рассматриваемому проекту годовой экономический эффект от внедрения АйТи-Ойл
только на уровне АЗС и только при торговле нефтепродуктами равен целому месяцу
работы всей сети! А если речь идет об автозаправочных комплексах с расширенным
ассортиментом и набором услуг, где учет осложнен еще больше?
При этом стоимость АйТи-Ойл в
части автоматизации АЗС обычно составляет единицы процентов от стоимости
строительства или реконструкции самих станций. По данному же проекту срок
окупаемости составляет 6 месяцев.
Дополнительные возможности
Существуют и другие реальные
возможности добиться дополнительного экономического эффекта от комплексной
автоматизации управления сетью АЗК, среди которых можно выделить нижеследующие.
При переходе от талонов и
ведомостей в работе с корпоративными клиентами к смарт-картам появляется
возможность полного централизованного контроля безналичных операций и не
требуется ручная обработка массы бумаг, что повышает эффективность работы
персонала (или высвобождает данный ресурс). Таким образом махинации с безналичными
расчетами при использовании смарт-карт практически исключены.
Помимо этого собственная система
безналичных расчетов на основе смарт-карт позволит предоставить корпоративным
клиентам новые схемы работы и удобные условия обслуживания, что реально может
обеспечить расширение клиентской базы. В данной системе можно реализовать
различные схемы привлечения и удержания частных клиентов - схемы лояльности,
что также может обеспечить ощутимый дополнительный доход.
Экономический эффект может быть
получен еще и за счет унификации систем управления ТРК, т.к. АйТи-Ойл позволяет
работать с различным оборудованием на АЗС, что снижает издержки и потребность в
людских ресурсах для обслуживания системы управления.
Возможность консолидации сведений
по всей сети АЗС позволяет центральному офису оперативно получать информацию о
финансовых и товарных потоках, о товарных запасах, об эффективности текущего
ценообразования и реализации по разным видам топлива. АйТи-Ойл позволяет
получать все эти данные быстро, с высокой степенью достоверности и в удобном
для просмотра и анализа виде.
Кроме того, на основе
своевременно полученной достоверной информации руководство сети АЗС может
принимать своевременные и более эффективные решения по логистике,
ценообразованию и т.п., а также четко контролировать работу каждого конкретного
АЗК и отдельных сотрудников.
Экономический эффект, получаемый
за счет улучшения управляемости бизнесом, возможно просчитать, но такая оценка
может быть сделана с необходимой степенью достоверности только после серьезного
предпроектного обследования и тщательного сбора данных по конкретной сети АЗС.
В рассматриваемом же проекте по
12 АЗС предварительная оценка косвенных статей дохода, связанных с ускорением
оборота средств и снижением издержек, характеризуется цифрой в 10% от оборота,
а общие дополнительные доходы за счет этого могут составить более 200 тыс. руб.
в месяц.
Заключение
Приведенные выше расчеты
демонстрируют, что автоматизация АЗК на основе АйТи-Ойл может быть весьма
выгодна как с точки зрения экономии, так и контроля. При этом наибольший эффект
достигается при четкой комплексной автоматизации всех технологических процессов
на АЗС в единую систему управления.
Посетители также читают: