Разделы сайта






Автоматизация и диспетчеризация водоканалов

Такое определение водоканал имел до начала развития сетей городского водоснабжения.




Автоматизация котельной

При помощи программного обеспечения вы можете получить значительную экономию



  • Автоматизация инженерных сетей
  • Промышленные компьютеры и ПО
  • Автоматизация производства
  • О промышленной автоматизации
  • Системный интеграторАвтоматизация производстваАвтоматизация атомной промышленности ⇒ Экономическая эффективность комплексной автоматизации управления сетью АЭС на основе АйТи-Ойл

    Экономическая эффективность комплексной автоматизации управления сетью АЭС на основе АйТи-Ойл

    Как уже неоднократно отмечалось, в том числе и на страницах журнала “Нефть и Капитал”, российский бензиновый рынок сегодня по-прежнему развивается быстрыми темпами. При этом в качестве эффективного средства поддержки своего растущего бизнеса строящиеся и реконструируемые автозаправочные станции (АЭС) и комплексы (АЗК) активно используют различные системы автоматизации.

    Несмотря на то, что речь в данном случае идет “всего лишь” об автоматизации основного бизнес-процесса нефтесбытового предприятия, очень часто решение этой задачи происходит в упрощенном варианте, на основе критериев “что дешевле” или “нравится, не нравится интерфейс”, при этом редко оценивается сама эффективность выбираемого решения. В результате такого подхода создается ситуация, когда новые современные автоматизированные автозаправочные комплексы остаются при своих старых проблемах и потерях: плохая управляемость бизнесом, разбавленный бензин, недолив, махинации, низкая эффективность и т.п.

    Существуют различные критерии оценки эффективности автоматизации, но обычно, когда речь заходит об ее экономической составляющей, рассматриваются косвенные статьи дохода, которые к тому же сложно измеримы и просчитываемы. В случае же с автоматизацией АЭС ситуация обстоит значительно лучше, т.к. сбыт топлива это ее основная деятельность, и правильная его автоматизация оказывает прямой эффект на бизнес, что может быть достаточно четко оценено и просчитано в реальных деньгах.

    На основе опыта работы с компаниями, занимающимися розничным сбытом нефтепродуктов, сотрудниками компании АйТи разработана методика расчета экономической эффективности комплексной автоматизации управления сетью АЭС. Эта методика учитывает большое количество различных параметров и данных, а также российскую специфику.

    В данной статье приведен расчет экономической эффективности комплексной автоматизации сети АЗС на основе решения АйТи-Ойл (более подробно об АйТи-Ойл см. в №3 “НиК” за 2002г.), сделан он на реальном примере.

    Параметры модели

    Региональная сеть АЗС из 12 станций, типичная для европейской территории России, с пропускной способностью от 800 литров в сутки на самой небольшой АЗС до 15 тыс. литров в сутки на самой крупной АЗС. Средняя пропускная способность по сети - около 7, 5 тыс. литров в сутки. Данная сеть имеет 48 резервуаров на АЗС емкостью от 8, 5 до 180 куб. м. Основные виды продаваемого топлива: АИ-80 (6, 9 руб.), АИ-92 (8 руб.). дизельное топливо (6, 98 руб.), значительно меньше АИ-95 (9 руб.). Оборот всей сети АЗС составляет около 8 млн рублей в месяц.

    Рассмотрим некоторые конкретные проблемы, существующие на АЗС, и эффективность их решения за счет внедрения АйТи-Ойл.


    Исключение потерь Погрешности при приеме топлива

    При приеме нефтепродуктов в резервуарный парк основные погрешности и потери приходятся практически на все сезоны за исключением лета. Эти потери связаны с расхождением реально принимаемого объема нефтепродуктов из бензовоза с данными, указанными в товарно-транспортной накладной. Как известно, изменение объема топлива связано с изменением температуры: при уменьшении температуры на 100C его объем уменьшается на 1%, т.е. при использовании бензовоза вместимостью 5 куб. м теряется около 50 литров. Потери также происходят и в момент слива нефтепродуктов в резервуар из-за разницы температур. По техническим требованиям для измерения остатков в резервуаре после приема нефтепродуктов должно пройти не менее 2 часов, разумеется, столько времени никто не ждет.

    Как происходит прием нефтепродуктов в большинстве случаев, порой даже на самых современных АЗК? Уровень измеряется при помощи метрштока, по градуировочной таблице вычисляется объем, “с потолка” берется температура и плотность нефтепродукта в резервуаре. Не оцениваются многие другие важные параметры, например объем подтоварной воды, влияющей на результаты измерения метрштоком. Вычисленная на основе таких данных масса нефтепродуктов записывается в журнал учета.

    Как показывает практика, при подобном подходе измерение уровня дает погрешность от 2 мм до 1 см, при этом для горизонтального резервуара объемом 25 куб. м 1 см на метрштоке в середине составляет 100 литров.

    Оценивая потери нефтепродуктов при перевозке в 1 % от объема, а при приеме и хранении на АЗС в 0, 4%, для нашей модели АЗК получим ежемесячное количество неучтенного топлива на сумму 281 тыс. руб. Упущенная выгода для ее владельцев при этом составляет более 70 тыс. руб. в месяц.

    За счет внедрения автоматизированной системы контроля параметров нефтепродуктов, входящей в состав АйТи-Ойл, вышеуказанные погрешности могут быть сведены практически к нулю, таким образом, экономический эффект от ее внедрения составит более 70 тыс. руб. в месяц.

    Отчетность

    Другая не менее существенная возможность потерь возникает при отпуске нефтепродуктов с топливораздаточных колонок (ТРК) и махинаций с отчетностью при этом. Естественные потери по ГОСТ 9018 на этом этапе определяются основной погрешностью +/- 0, 25% и дополнительной погрешностью - 0, 04% на каждые 10'С.

    Реально же для существующих АЗС эта величина составляет +/- 0, 5%. В результате технологические потери при отпуске нефтепродуктов по рассматриваемой нами сети АЗС можно оценить суммой в 108 тыс. руб. в месяц за неучтенное топливо. Упущенная выгода при этом составляет более 27 тыс. руб. в месяц.

    Подсистема автоматизированного отпуска топлива, входящая в АйТи-Ойл, обеспечивает выполнение всех операций по отпуску нефтепродуктов в едином технологическом цикле, что позволяет свести данную основную погрешность к естественным 0, 25%. Соответственно, экономический эффект от внедрения автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов при этом составит 12, 5 тыс. руб. в месяц.


    Человеческий фактор

    Еще один из факторов, приводящий к потерям на АЗС, - человеческий, его влияние может приводить к потерям в различной форме. В данном примере рассматриваются только потери от реализации стороннего бензина, не учитываемого с помощь ККМ, происходящие с ведома операторов и старших АЗС. В этих операциях могут участвовать (в различных сочетаниях): операторы АЗС, водители, перевозчики, диспетчеры нефтебаз, и такие примеры не редки. Владелец АЗС теряет деньги из-за уменьшения продаж именно своего топлива. Среднее (оценочное) значение снижения продаж составляет 1 % от объема. В результате расчетов по нашей сети АЗС получаем более 200 тыс. руб. в месяц реализации стороннего топлива и упущенную выгоду от этого на сумму более 50 тыс. руб. ежемесячно.

    Комплексная автоматизация АЗС системой АйТи-Ойл исключает возможность подобных ситуаций и позволяет свести влияние человеческого фактора практически к нулю. Соответственно экономический эффект при этом составит более 50 тыс. руб. в месяц.

    Важно понимать, что этот эффект достигается только за счет комплексной автоматизации на АЗС - не интегрированные решения не позволяют перекрыть данный канал потерь, как и другие возможности для изобретательных сотрудников.

    Прибыли Привлечение средств

    Одной из статей дохода при автоматизации АЗК системой АйТи-Ойл может стать внедрение системы безналичных платежей на основе смарт-карт. Основной доход от системы оплаты по смарт-картам может быть получен от использования предоплаты за нефтепродукты. Поскольку корпоративные клиенты АЗС и так, как правило, вносят предоплату по безналичному расчету и обслуживаются по талонам, ведомостям и т.п., будем оценивать эффект только от распространения карт среди частных лиц. Данные следующие: из 500 клиентов, регулярно заправляющихся на одной АЗС, реально привлечь к карточной программе 20%, т.е. 100 постоянных клиентов или 1200 клиентов для всей сети из 12 АЗС. При среднем расходе топлива 150 литров в месяц на одного такого клиента и средней стоимости топлива 8 руб. за литр получаем общий объем привлеченных средств более 1 434 тыс. руб. ежемесячно. Дополнительная прибыль от использования этих средств в основной деятельности может составить более 358 тыс. руб. в месяц.

    Технологическая оптимизация

    Важной статьей дополнительных доходов может стать повышение эффективности работы сотрудников и ускорение выполнения технологических операций. Комплексная автоматизации АЗС на основе АйТи-Ойл обеспечивает оператору АЗС интегрированное рабочее место, где он максимально быстро выполняет все необходимые операции, что значительно повышает эффективность его работы и ускоряет выполнение многих функций. Опыт внедрения АйТи-Ойл позволяет оценить время, которое экономится по отдельным операциям и в целом:

    Экономический эффект от повышения скорости выполнения технологических операций и экономии рабочего времени можно посчитать как упущенную выгоду за простой мощностей за это же время. При указанном в параметрах среднем обороте сети АЗС (8 млн руб. в месяц) экономический эффект от повышения эффективности работы персонала составит более 178 тыс. рублей в месяц.

    Т.е. получается, что по рассматриваемому проекту годовой экономический эффект от внедрения АйТи-Ойл только на уровне АЗС и только при торговле нефтепродуктами равен целому месяцу работы всей сети! А если речь идет об автозаправочных комплексах с расширенным ассортиментом и набором услуг, где учет осложнен еще больше?

    При этом стоимость АйТи-Ойл в части автоматизации АЗС обычно составляет единицы процентов от стоимости строительства или реконструкции самих станций. По данному же проекту срок окупаемости составляет 6 месяцев.

    Дополнительные возможности

    Существуют и другие реальные возможности добиться дополнительного экономического эффекта от комплексной автоматизации управления сетью АЗК, среди которых можно выделить нижеследующие.

    При переходе от талонов и ведомостей в работе с корпоративными клиентами к смарт-картам появляется возможность полного централизованного контроля безналичных операций и не требуется ручная обработка массы бумаг, что повышает эффективность работы персонала (или высвобождает данный ресурс). Таким образом махинации с безналичными расчетами при использовании смарт-карт практически исключены.

    Помимо этого собственная система безналичных расчетов на основе смарт-карт позволит предоставить корпоративным клиентам новые схемы работы и удобные условия обслуживания, что реально может обеспечить расширение клиентской базы. В данной системе можно реализовать различные схемы привлечения и удержания частных клиентов - схемы лояльности, что также может обеспечить ощутимый дополнительный доход.

    Экономический эффект может быть получен еще и за счет унификации систем управления ТРК, т.к. АйТи-Ойл позволяет работать с различным оборудованием на АЗС, что снижает издержки и потребность в людских ресурсах для обслуживания системы управления.

    Возможность консолидации сведений по всей сети АЗС позволяет центральному офису оперативно получать информацию о финансовых и товарных потоках, о товарных запасах, об эффективности текущего ценообразования и реализации по разным видам топлива. АйТи-Ойл позволяет получать все эти данные быстро, с высокой степенью достоверности и в удобном для просмотра и анализа виде.

    Кроме того, на основе своевременно полученной достоверной информации руководство сети АЗС может принимать своевременные и более эффективные решения по логистике, ценообразованию и т.п., а также четко контролировать работу каждого конкретного АЗК и отдельных сотрудников.

    Экономический эффект, получаемый за счет улучшения управляемости бизнесом, возможно просчитать, но такая оценка может быть сделана с необходимой степенью достоверности только после серьезного предпроектного обследования и тщательного сбора данных по конкретной сети АЗС.

    В рассматриваемом же проекте по 12 АЗС предварительная оценка косвенных статей дохода, связанных с ускорением оборота средств и снижением издержек, характеризуется цифрой в 10% от оборота, а общие дополнительные доходы за счет этого могут составить более 200 тыс. руб. в месяц.

    Заключение

    Приведенные выше расчеты демонстрируют, что автоматизация АЗК на основе АйТи-Ойл может быть весьма выгодна как с точки зрения экономии, так и контроля. При этом наибольший эффект достигается при четкой комплексной автоматизации всех технологических процессов на АЗС в единую систему управления.



    Посетители также читают:

    СпецТек сдал систему ТОиР Курской АЭС в опытно-промышленную эксплуатацию
    НПП СпецТек и рабочая группа Курской АЭС ожидают, что в результате всей этой работы подразделения станции дадут свои замечания по пользовательским возможностям ИСУ ТОиР, которые будут учтены в обновлениях версий программного обеспечения системы


    Источник: http://www.it.ru


    2010-2024 Информационный проект