Особенности современной научной методологии автоматизированного проектирования технологий машиностро
Формулируются и
обосновываются принципы и структура современной научной методологии,
основанные на достижениях информационной технологии, математических методов и
компьютерной техники, применительно к автоматизированному проектированию
сложных объектов тяжёлого машиностроения.
Известно [1], что проблема повышения надежности и долговечности в индивидуальном
машиностроении и тем более управление этими показателями на стадии проектирования
- это комплексная проблема, для решения которой требуется переход всей системы
проектирования на качественно новый информационный уровень, на современные
индустриальные методы проектирования (математическое моделирование и САПР) при
максимальном применении вычислительной техники, для чего необходимо:
1) формирование
математических моделей и создание классификации нагруженности широкой гаммы
оборудования, с учетом их связи с параметрами технологических процессов,
которые могут быть выполнены только с помощью современных информационно -
измерительных систем на основе ЭВМ;
2) формирование пакета
прикладных программ для решения на ЭВМ в диалоговом режиме упругих,
термоупругих и термоупругопластических статистических краевых задач в плоской
и объемных постановках, с целью оперативного получения оценок (в том числе и
статистических) напряженного и деформированного состояний деталей и конструкций
любых сложных конфигураций и их последующей оптимизации, с оценкой срока службы
или вероятностей разрушения (решение задач САПР);
3) научиться управлять
механическими и другими служебными свойствами материала и его структуры и, в
конечном итоге, создание материалов с заданными свойствами, с последующим
формированием соответствующего банка данных по материаловедению, с целью
обоснованного (с позиции экономики) выбора материала, с учетом максимального
использования его возможностей при заданном сроке службы.
Эти задачи могут быть
успешно решены только при активном взаимодействии конструкторов,
исследователей, математиков, специалистов по материаловедению и термической
обработке, службы эксплуатации оборудования.
Достичь поставленных
целей можно руководствуясь только единством двух методологий: традиционными
методами расчёта машин (можно назвать «макроанализом») – на уровне
интегральных, обобщенных оценок, совместно с чувством интуиции, опирающимся на
практику и опыт, и современными аналитическими методами, основанными на
максимальном использовании вычислительной техники и численных методов, дающих
дифференциальные характеристики («микроанализ») технологических процессов и
деталей, узлов и систем машин, бόльший приоритет и перспективность которых
(особенно САПР) абсолютно несомненны.
Возможности
использования традиционных информационных технологий и средств проектирования
весьма ограничены и недостаточны для решения сложных задач. Кроме того,
увеличение количества разработчиков приводит к пропорциональному росту
энтропии создаваемых систем, т.е. к увеличению дефектов [2].
Вышеперечисленные факторы и ряд других не менее значимых факторов и проблем,
особенно в новых экономических условиях (когда изменились критерии
проектирования, их конкретизация и прагматизм), делают актуальным и
целесообразным создание информационно - интегрированных САПР, обеспечивающих
последовательно - сквозную автоматизацию проектирования - от замысла до изготовления
и эксплуатации, строящихся на основе современных вычислительной технике и
строгих математических методов. Такой подход особенно необходим при проектировании
сложных и комплексных технических систем тяжелого машиностроения: прокатных
станов, машин непрерывного литья заготовок, горного и бурового оборудование и
т.п. (не говоря уже о летательных аппаратах и космических системах, требующих
несравнимо бόльшей живучести и безопасности). Поэтому без фундаментального
научного анализа проблем и разработки теории проектирования сложных
технических систем на основе САПР дальнейшее развитие и повышение надежности
этой техники, по нашему мнению, невозможны. Применение же известных и весьма
совершенных и локальных систем САПР не решит проблемы в целом, а компиляция
«натуральных» программных хозяйств» не даст существенного эффекта [3].
Для САПР, объединяющего
все новейшие достижения фундаментальных наук и повышающего культуру
проектирования, характерны следующие основные черты современной научной
методологии:
• формирование
математического и программного обеспечения для создания изделий, начиная с
технического задания и кончая экологически чистой их утилизацией - применение
принципов технологии CALS (Continuous Acquisition and Life - Cycle Support);
• применение методов
системного анализа и исследования операций, как следствия иерархической
структуры задач проектирования, насыщенность строгими математическими методами
(численными и аналитическими), в том числе оптимального управления, методами,
повышающими точность и достоверность расчетных задач (метод конечных и
суперэлементов и др.), при целесообразной их статистической постановке
(желательно в режиме случайных процессов), методами идентификации и
верификации математических моделей функционирования технических систем
(адекватность и повышение точности), широкое использование компьютерного
моделирования и вычислительных экспериментов, статистических методов их
планирования и анализа результатов и ряда других современных методов;
• максимальное
применение новейших достижений в материаловедении и высоких технологий
(материалов с заданными свойствами, с их управлением на микроуровне,
композитов и т.п.);
• широчайшее
использование в системе и подсистемах САПР диалоговых процедур, содержащих
экспертные системы и элементы искусственного интеллекта, а также идеи и
подходы системного программного обеспечения, что сохраняет и обеспечивает
главенствующую роль конструктора в проектировании, формирует основы не только
широкого применения микропроцессоров в структуре приводов механизмов, но и
создания интегрированных систем машин и сложных автоматизированных
комплексов;
• обязательное научное
обобщение (формирование базы знаний) и применение предыдущего опыта
проектирования, за счет организации и использования при эксплуатации
информационных и диагностических систем (в том числе мониторинга и самодиагностики
машин, для управления надежностью и оптимизации технического обслуживания) – математических
моделей функционирующих объектов – аналогов и прототипов проектируемых, а
также компьютеризированных испытательных стендов и полигонов;
• широкое применение
всего комплекса современной вычислительной техники и информационных технологий,
реализуемых только в сетевых системах.
Изложенное рекомендуется учитывать при организации САПР на машиностроительных
предприятиях.
Посетители также читают: