Разделы сайта






Автоматизация и диспетчеризация водоканалов

Такое определение водоканал имел до начала развития сетей городского водоснабжения.




Автоматизация котельной

При помощи программного обеспечения вы можете получить значительную экономию



  • Автоматизация инженерных сетей
  • Промышленные компьютеры и ПО
  • Автоматизация производства
  • О промышленной автоматизации
  • ИТ в пищевой промышленности

    На большинстве предприятий пищевой промышленности бизнес не предъявляет слишком высоких требований к развитию информационных технологий.

    При всей универсальности основных принципов управления отраслевая специфика достаточно значима. Проявляется она в основных проблемах, стоящих перед предприятиями, в реальных условиях, в которых они оказываются, и в том, как они могут решать проблемы и приспосабливаться к меняющейся обстановке. Существенным образом при этом отличаются формы, уровень и задачи автоматизации, стоящие перед предприятиями различных отраслей. Различия эти связаны с воздействием факторов всех уровней — от макроэкономических до технологических.

    Немаловажную роль в судьбе автоматизации играет управленческая культура предприятия, которая, в свою очередь, сильно зависит от того, когда и как предприятие было приватизировано, какого рода акционерами и иными инвесторами оно обзавелось и кто из них достаточно силен, чтобы реально влиять на менеджмент компании и на его политику в области создания информационной системы.

    Так, предприятия, с самого начала приватизированные международными инвесторами, раньше других пришли к необходимости постановки регулярного менеджмента, а с ним и внедрения современных (на тот момент) систем автоматизации. Постепенно к необходимости аналогичных инициатив приходят и отечественные предприниматели.

    Многое в отраслевой специфике автоматизации зависит от особенностей технологических процессов, технологической цепочки и каналов продаж. Так, системы, применимые для дискретного производства, не всегда хороши для непрерывного, а большое количество контрагентов может делать более или менее необходимым внедрение CRM-системы.

    Хлеб — всему голова

    Одной из самых давних сфер хозяйствования в России является пищевая промышленность. Она в наименьшей степени была охвачена опекой государства, но в то же время традиционно представляла Россию на собственном рынке и за рубежом.

    В советское время ей, как и прочим отраслям группы В (производство предметов потребления), уделялось несколько меньшее внимание. Следствием этого стала потеря конкурентоспособности и частичная (в первые годы после эпохи перестройки) потеря отечественного рынка.

    Постепенно принимавшиеся с середины 1990-х меры по защите отечественных производителей привели к переориентации ряда международных компаний с ввоза из-за рубежа на производство своей продукции на территории России. Резкое ослабление рубля вдохнуло в отечественный пищепром новые силы. Уже с 1996 года можно говорить о достаточно стабильном росте (показатели декабря 1996 года в полтора раза превзошли показатели аналогичного периода предыдущего года).

    На текущий момент в России насчитывается около 6 тыс. предприятий пищевой промышленности в секторе среднего и крупного бизнеса.

    Инвесторы на предприятиях отрасли появлялись поначалу преимущественно отечественные. Значимым исключением является табачная индустрия и производство безалкогольных напитков. Западные инвесторы пришли в этот сектор еще в середине 90-х, что сразу сказалось на принципах и системах автоматизации, выбранных предприятиями этих сфер.

    Для технологических процессов этой отрасли характерно наличие короткого производственного цикла, частая смена рецептур и ассортимента выпускаемой продукции, наличие ограниченных сроков годности, сортности сырья и готовой продукции, зависимость потребления сырья и полуфабрикатов от условий их хранения (температура, влажность и пр.), наличие в производственном цикле участков дискретного и непрерывного производства и т. д.

    В этой статье мы коснемся только некоторых интересных результатов проведенной работы.

    ИТ-стратегия в пищепроме

    Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса средствами ИТ в долгосрочном периоде. В число этих задач входит повышение уровня автоматизации существующих бизнес-процессов, повышение производительности, внедрение систем управления качеством и т. д. Основными признаками наличия ИТ-стратегии на предприятии можно считать следующие: ознакомление руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия; разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года).

    Исследование показало, что наиболее высокий уровень планирования развития ИТ отмечен на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование развития информационных технологий не ведется вовсе (от 20 до 69% в зависимости от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38% в зависимости от вида деятельности) ассоциируют термин «ИТ-стратегия» с оперативными планами развития ИТ.

    Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой зависимости от его роли в принятии стратегических решений по развитию предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных технологий.

    Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):

    • исполнитель: руководитель ИТ-службы отвечает за выполнение принятых руководством предприятия решений, относящихся к его компетенции;
    • консультант: руководитель ИТ-службы выполняет роль эксперта и, как правило, привлекается руководством предприятия для выработки рекомендаций по решению задач частного характера и обоснования необходимых инвестиций в ИТ;
    • участник принятия управленческих решений: руководитель ИТ-службы является одним из топ-менеджеров предприятия, членом совета директоров и т. п.

    В большинстве случаев (от 41 до 73%) в различных отраслях руководители ИТ-службы выполняют роль консультанта; привлекаются к участию в управлении предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще. Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и табачно-махорочных изделий (40%).

    В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности участвуют в принятии управленческих решений или привлекаются в качестве консультантов. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и сельхозпродукции.

    ИТ-служба в пищевой отрасли

    Статус ИТ-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как в выработке, так и в осуществлении решений. ИТ-отдел может заниматься широким спектром деятельности на предприятии — от ремонта персональных компьютеров и настройки программного обеспечения до участия в планировании развития предприятия.

    Финансирование ИТ-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне достоверным признаком места ИТ-службы является уровень ее финансирования. Выделение расходов на ИТ отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том, что высшее управляющее звено расценивает информационный отдел как неотъемлемую часть производства.

    Анализ наличия в бюджете предприятия отдельно представленных затрат на ИТ показывает, что наибольшее внимание ИТ уделяется на предприятиях, занятых в сфере производства табачно-махорочной и алкогольной — слабоалкогольной продукции, а наименьшее — в хлебопекарной и мукомольно-крупяной отрасли.

    Обучение ИТ-персонала. Еще одним признаком отношения к ИТ-службе является готовность идти на расходы по обучению ИТ-персонала. Планирование обучения может осуществляться как долгосрочно — в качестве составляющей ИТ-стратегии, так и под краткосрочные задачи, например, внедрение нового семейства продуктов.

    Данные исследования показывают, что обучение сотрудников информационных отделов в пищевой промышленности поставлено достаточно хорошо. В среднем около 68% предприятий пищевой отрасли осуществляют планирование обучения сотрудников ИТ-службы. Наиболее высоким значением данного показателя характеризуются предприятия, производящие табачно-махорочные изделия (100%); кондитерские изделия и мороженое (89%); алкогольную и слабоалкогольную (81%), а также молочную и безалкогольную продукцию (78%).

    Управление знаниями. Эффективное управление знаниями в области информационных технологий позволяет предприятию сохранять накопленный опыт в решении вопросов, относящихся к ИТ. Данные мероприятия снижают риск потери полученных ИТ-сотрудниками знаний, позволяют более эффективно реагировать на запросы пользователей путем поставки готовых решений, хранящихся в базе знаний. Также снижаются затраты на обучение нового персонала благодаря наличию обширной опытной и теоретической базы. Управление знаниями в комплексе с документированием процессов ведут к так называемому отчуждению ИТ-процессов от конкретных сотрудников, что дает возможность эффективного передвижения персонала ИТ-отдела между задачами.

    По данным опроса, управление ИТ-знаниями лишь начинает применяться предприятиями пищевой отрасли. В среднем только на 13% предприятий процесс управления знаниями ИТ-службы находится в той или иной стадии формализации (разработка методологии, внедрение и развитие ИС).

    Управление проектами. Значимым признаком «индустриального» подхода к ИТ-развитию предприятия может служить регулярное управление ИТ-проектами. Необходимым условием этого является применение стандартов по управлению ИТ-проектами.

    Данные опроса, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство руководителей ИТ-служб предприятий пищевой отрасли не используют в своей работе каких бы то ни было стандартов управления проектами.



    Посетители также читают:

    Контроллеры и другое оборудование Mitsubishi Electric для пищевой промышленности
    Эти задачи идеально решаются с помощь ю сервосистемы MR-J3-B Mitsubishi, соединенной с платформаой iQ и Си-контроллера в качестве соединительного звена для увязывания с системами более высоких уровней


    Источник: http://www.osp.ru


    2010-2024 Информационный проект