ИТ в пищевой промышленности
На большинстве предприятий пищевой промышленности бизнес не предъявляет
слишком высоких требований к развитию информационных технологий.
При всей универсальности основных принципов управления отраслевая специфика
достаточно значима. Проявляется она в основных проблемах, стоящих перед
предприятиями, в реальных условиях, в которых они оказываются, и в том, как они
могут решать проблемы и приспосабливаться к меняющейся обстановке. Существенным
образом при этом отличаются формы, уровень и задачи автоматизации, стоящие
перед предприятиями различных отраслей. Различия эти связаны с воздействием
факторов всех уровней — от макроэкономических до технологических.
Немаловажную роль в судьбе автоматизации играет управленческая культура
предприятия, которая, в свою очередь, сильно зависит от того, когда и как
предприятие было приватизировано, какого рода акционерами и иными инвесторами
оно обзавелось и кто из них достаточно силен, чтобы реально влиять на
менеджмент компании и на его политику в области создания информационной
системы.
Так, предприятия, с самого начала приватизированные международными
инвесторами, раньше других пришли к необходимости постановки регулярного
менеджмента, а с ним и внедрения современных (на тот момент) систем
автоматизации. Постепенно к необходимости аналогичных инициатив приходят и
отечественные предприниматели.
Многое в отраслевой специфике автоматизации зависит от особенностей
технологических процессов, технологической цепочки и каналов продаж. Так,
системы, применимые для дискретного производства, не всегда хороши для
непрерывного, а большое количество контрагентов может делать более или менее
необходимым внедрение CRM-системы.
Хлеб — всему голова
Одной из самых давних сфер хозяйствования в России является пищевая
промышленность. Она в наименьшей степени была охвачена опекой государства, но в
то же время традиционно представляла Россию на собственном рынке и за рубежом.
В советское время ей, как и прочим отраслям группы В (производство предметов
потребления), уделялось несколько меньшее внимание. Следствием этого стала
потеря конкурентоспособности и частичная (в первые годы после эпохи
перестройки) потеря отечественного рынка.
Постепенно принимавшиеся с середины 1990-х меры по защите отечественных
производителей привели к переориентации ряда международных компаний с ввоза
из-за рубежа на производство своей продукции на территории России. Резкое
ослабление рубля вдохнуло в отечественный пищепром новые силы. Уже с 1996 года
можно говорить о достаточно стабильном росте (показатели декабря 1996 года в
полтора раза превзошли показатели аналогичного периода предыдущего года).
На текущий момент в России насчитывается около 6 тыс. предприятий пищевой
промышленности в секторе среднего и крупного бизнеса.
Инвесторы на предприятиях отрасли появлялись поначалу преимущественно отечественные.
Значимым исключением является табачная индустрия и производство безалкогольных
напитков. Западные инвесторы пришли в этот сектор еще в середине 90-х, что
сразу сказалось на принципах и системах автоматизации, выбранных предприятиями
этих сфер.
Для технологических процессов этой отрасли характерно наличие короткого
производственного цикла, частая смена рецептур и ассортимента выпускаемой
продукции, наличие ограниченных сроков годности, сортности сырья и готовой
продукции, зависимость потребления сырья и полуфабрикатов от условий их
хранения (температура, влажность и пр.), наличие в производственном цикле
участков дискретного и непрерывного производства и т. д.
В этой статье мы коснемся только некоторых интересных результатов
проведенной работы.
ИТ-стратегия в пищепроме
Стратегия развития информационных служб на предприятии подразумевает не
только закупку компьютерной техники, но и эффективное решение задач бизнеса
средствами ИТ в долгосрочном периоде. В число этих задач входит повышение
уровня автоматизации существующих бизнес-процессов, повышение
производительности, внедрение систем управления качеством и т. д. Основными
признаками наличия ИТ-стратегии на предприятии можно считать следующие:
ознакомление руководителя ИТ-службы со стратегическими целями предприятия;
разработка ИТ-стратегии на основе бизнес-стратегии; фиксация ИТ-стратегии в
ряде документов; ее долгосрочность (разработка на срок не менее одного года).
Исследование показало, что наиболее высокий уровень планирования развития ИТ
отмечен на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и
прохладительных напитков, среди остальных отраслей лишь четверть имеют
ИТ-стратегию. У подавляющего большинства опрошенных предприятий планирование
развития информационных технологий не ведется вовсе (от 20 до 69% в зависимости
от вида деятельности). Также значительное количество респондентов (от 8 до 38%
в зависимости от вида деятельности) ассоциируют термин «ИТ-стратегия» с
оперативными планами развития ИТ.
Статус руководителя ИТ-службы (и ИТ-службы как таковой) находится в прямой
зависимости от его роли в принятии стратегических решений по развитию
предприятия и во многом определяет эффективность использования информационных
технологий.
Оценка его роли дает немаловажное представление о ситуации с ИТ-стратегией
предприятия. Респондентам было предложено три варианта ответа на вопрос о
статусе такого руководителя (представлены по мере возрастания важности):
- исполнитель: руководитель ИТ-службы отвечает за выполнение принятых руководством предприятия решений, относящихся к его компетенции;
- консультант: руководитель ИТ-службы выполняет роль эксперта и, как правило, привлекается руководством предприятия для выработки рекомендаций по решению задач частного характера и обоснования необходимых инвестиций в ИТ;
- участник принятия управленческих решений: руководитель ИТ-службы является одним из топ-менеджеров предприятия, членом совета директоров и т. п.
В большинстве случаев (от 41 до 73%) в различных отраслях руководители
ИТ-службы выполняют роль консультанта; привлекаются к участию в управлении
предприятием в 14-28% случаев, за исключением производителей табачно-махорочных
изделий, где данные руководители не привлекаются к подобному участию вообще.
Наибольшая степень отчуждения руководителя ИТ-службы от
участия/консультирования в принятии управленческих решений характерна для
предприятий, специализирующихся на производстве мясной продукции (41%) и
табачно-махорочных изделий (40%).
В среднем только около 50% руководителей ИТ-служб предприятий пищевой промышленности
участвуют в принятии управленческих решений или привлекаются в качестве
консультантов. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким
статусом ИТ-службы (от 38 до 68% в зависимости от вида деятельности). Ее статус
ниже среднего на предприятиях по производству хлебопекарной, мясной и
сельхозпродукции.
ИТ-служба в пищевой отрасли
Статус ИТ-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как
в выработке, так и в осуществлении решений. ИТ-отдел может заниматься широким
спектром деятельности на предприятии — от ремонта персональных компьютеров и
настройки программного обеспечения до участия в планировании развития
предприятия.
Финансирование ИТ-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне
достоверным признаком места ИТ-службы является уровень ее финансирования.
Выделение расходов на ИТ отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том,
что высшее управляющее звено расценивает информационный отдел как неотъемлемую
часть производства.
Анализ наличия в бюджете предприятия отдельно представленных затрат на ИТ
показывает, что наибольшее внимание ИТ уделяется на предприятиях, занятых в
сфере производства табачно-махорочной и алкогольной — слабоалкогольной
продукции, а наименьшее — в хлебопекарной и мукомольно-крупяной отрасли.
Обучение ИТ-персонала. Еще одним признаком отношения к ИТ-службе
является готовность идти на расходы по обучению ИТ-персонала. Планирование
обучения может осуществляться как долгосрочно — в качестве составляющей
ИТ-стратегии, так и под краткосрочные задачи, например, внедрение нового
семейства продуктов.
Данные исследования показывают, что обучение сотрудников информационных
отделов в пищевой промышленности поставлено достаточно хорошо. В среднем около
68% предприятий пищевой отрасли осуществляют планирование обучения сотрудников
ИТ-службы. Наиболее высоким значением данного показателя характеризуются
предприятия, производящие табачно-махорочные изделия (100%); кондитерские
изделия и мороженое (89%); алкогольную и слабоалкогольную (81%), а также
молочную и безалкогольную продукцию (78%).
Управление знаниями. Эффективное управление знаниями в области
информационных технологий позволяет предприятию сохранять накопленный опыт в
решении вопросов, относящихся к ИТ. Данные мероприятия снижают риск потери
полученных ИТ-сотрудниками знаний, позволяют более эффективно реагировать на
запросы пользователей путем поставки готовых решений, хранящихся в базе знаний.
Также снижаются затраты на обучение нового персонала благодаря наличию обширной
опытной и теоретической базы. Управление знаниями в комплексе с
документированием процессов ведут к так называемому отчуждению ИТ-процессов от
конкретных сотрудников, что дает возможность эффективного передвижения
персонала ИТ-отдела между задачами.
По данным опроса, управление ИТ-знаниями лишь начинает применяться
предприятиями пищевой отрасли. В среднем только на 13% предприятий процесс
управления знаниями ИТ-службы находится в той или иной стадии формализации
(разработка методологии, внедрение и развитие ИС).
Управление проектами. Значимым признаком «индустриального» подхода к
ИТ-развитию предприятия может служить регулярное управление ИТ-проектами.
Необходимым условием этого является применение стандартов по управлению
ИТ-проектами.
Данные опроса, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство
руководителей ИТ-служб предприятий пищевой отрасли не используют в своей работе
каких бы то ни было стандартов управления проектами.
Посетители также читают: